Первые укреплении появляются на территории нынешней Брянской области во второй четверти — середине 1 тысячелетия до н. э., последние — во время Северной войны 1700 — 1721 годов. Подавляющее их большинство было возведено до VIII- IХ вв. н. э., то есть до образования Киевской Руси, и что самое важное до появления письменности у восточных славян.
Поэтому судить об их истории, а также об истории проживавших здесь до прихода славян балтских и других племен можно главным образом по археологическим данным, полученным в результате раскопок курганных могильников древних поселений и, конечно же, остатков крепостей. При этом последние не только дают большое количество важных для науки артефактов, но и всем своим видом формируют наглядное представление об эпохе, совершенно справедливо названной «героической» в российской дореволюционной историографии.
Обобщенной работы о древних крепостях Брянского края нет. Имеется много исследований об отдельных укреплениях, относящихся к тем или иным историческим периодам. В этой связи особую ценность приобретает уникальное научное издание, значение которого трудно переоценить. Это «Археологическая карта России. Брянская область», изданная в Москве в 1993 году. Здесь перечислены, с разбивкой на город Брянск и районы области, все известные на тот момент археологические памятники, в том числе крепости и укрепленные поселения. В дальнейшем мы будем неоднократно ссылаться на этот источник, который для удобства назовём сокращённо АКР.
Всего в АКР приведены сведения примерно о 130 древних укреплениях. Сразу оговоримся, что этот список далеко не полный, но в целом он дает довольно правильное представление о насыщенности региона крепостями в отдельные исторические периоды.
Первые укрепленные поселения появились на Брянщине в эпоху раннего железного века. В АКР сообщается о 96 таких археологических памятниках. Подавляющее их большинство относится к Юхновской археологической культуре, датируемой VII вв. до н. э. – II в. н.э. Существуют различные мнения об этнической принадлежности племен этой культуры, но преобладает точка зрения, что это были балты.
Общепринятый научный термин, обозначающий остатки укрепленных поселений и крепостей юхновской и других археологических культур, — городище. В народе их также называют городками, городцами, курганами, кудеярками.
Юхновские городища в большинстве своем расположены по берегам крупных рек — Десны, Судости, Ипути и их притоков в месте впадения в них более мелких рек и ручьёв. В результате образовывался мыс, как правило, треугольной, округлой или подпрямоугольной формы. С трех сторон он защищался естественными препятствиями — реками, глубокими оврагами и балками. С четвертой же стороны - напольной, то есть обращенной к полю, - вырывался ров и из вынутой земли насыпался вал. Иногда рвов и валов было несколько.
На валах и по краям площадки устанавливались деревянные частоколы и стены. Склоны мысов, достигавших 50м высоты, эскарпировались, то есть подрезались. В результате получалась хорошо защищённая крепость, взять которую практически можно было только с напольной стороны. Но именно здесь и располагались основные оборонительные сооружения. Особенно тщательно укреплялся въезд.
Площадь юхновских городищ невелика и, как правило, составляет 0,2 — 0,4 га. Иногда встречаются укрепления площадью свыше 0,5 га. Большинство городищ юхновской культуры в пределах Брянской области расположено на правобережье Десны, прежде всего в бассейне реки Судости, а именно (согласно данным АКР): в Тубчевском районе - 12, Почепском - 11, Погарском - 15, Стародубском - 15. Возможно, эти четыре группы компактно расположенных укреплённых поселений соответствуют племенным образованиям того времени. Были у этих племён и свои святилища. Наиболее известное из них исследовано академиком Б.А. Рыбаковым в 40-е годы прошлого века. Располагалось оно на городище Благовещенская гора возле села Вщиж Жуковского района. Юхновские городища представляют собой родовые поселения. В них проживало, как правило, около 80-100 человек. Занимались они земледелием, скотоводством, охотой. Особую роль играло рыболовство, о чём свидетельствует огромное количество находимых на городищах глиняных грузил для сетей.
Почему укрепленные поселения появляются на Брянщине только в период раннего железного века: во второй четверти - середине I тысячелетия до н.э.? Именно в это время происходит переход от медных и бронзовых орудий труда к железным. В результате повышается производительность труда, образуется избыточный продукт. При широком применении железного оружия появляется возможность отобрать этот избыток. В свою очередь, железные орудия труда позволяли быстрее и в более широких масштабах вырывать рвы и насыпать земляные валы, усиливать их деревянными укреплениями.
В итоге участились войны. Столкновения между родами привели к возникновению такого обычая, как кровная месть. Но особую опасность для жителей юхновских поселений, судя по всему, представляли набеги проживавших южнее в степи кочевых народов, прежде всего, скифов. Проводимые на некоторых городищах раскопки показали, что часть из них была сожжена. Были даже обнаружены скелеты их жителей. При, этом нередко находят характерные наконечники скифских стрел. В северных районах Брянской области (Дубровском и, главным образом, Рогнединском) находятся также около 10 городищ днепро-двинской культуры, основной ареал распространения которой расположен к северу и северо-западу от Брянщины. Днепро-двинская культура в целом синхронна юхновской и имеет с ней ряд общих черт.
В этих же районах (Дубровском и Рогнединском) имеются пять укрепленных поселений тyшемлинской культуры, относящейся к третьей четверти I тысячелетия н.э. В основном же памятники этой культуры распространены севернее: в Подвинье и Верхнем Поднепровье. Городища тушемлинской культуры выделяются своей, многоярусной системой укреплений: они защищены рядами рвов и валов, расположенных не только с напольной стороны, но и по склонам. Видимо, вопросы безопасности тогда стояли очень остро.
Роменская археологическая культура — первая бесспорно славянская культура, распространившаяся в IХ-Х вв. на территории современной Брянской области. В это время, согласно данным летописей, здесь проживали четыре славянских племени. Наиболее значительную часть Брянщины — западную — занимали радимичи; юго-восточную — северяне, северо-восточную – вятичи, самую северную – кривичи.
Роменская культура представлена в регионе примерно 20 укрепленными поселениями (по сведениям АКР). При этом большинство из них возникло на месте более древних, чаще всего юхновских городищ. Это, как правило, мысовые укрепления, защищённые со стороны плато рвом и валом. Собственно Роменская посуда (керамика) - наиболее частый из артефактов, находимых на городищах, в основном лепная, т.е. сделанная вручную, но на позднем этапе развития культуры появляется керамика, изготовленная на гончарном круге.
С образованием Киевской Руси начинается древнерусский период в её истории, завершившийся нашествием Батыя в 1237 году. Согласно АКР, городищ ХI — первой трети ХIII вв. на Брянщине насчитывается свыше 50, причём две трети из них возникли на месте более древних укрепленных поселений. В большинстве своем они являлись феодальными замка ми или военными крепостями, контролировавшими определённые территории, торговые и речные пути.
Название «город» в Древней Руси происходит от слова «городить», то есть огораживать, укреплять. Город - это, прежде всего укрепление, крепость. Именно таки ми и были феодальные замки. Нередко под их прикрытием существовали, и развивались сельские поселения. К некоторым замкам со временем примкнули «окольный город» - укрепленная часть города и «посад» — неукрепленная его часть. В результате ряд городов Брянского края, прежде всего расположенных по Десне (Брянск, Вщиж, Трубчевск), стали состоять из трех частей: «детинца» от слова «детские» — младшие дружинники, «окольного города» и «посада». Князья или их наместники, а также наиболее крупные феодалы («бояре»), как правило, проживали в детинцё под охраной дружинников.
Некоторые такие города, особенно находившиеся на пересечении крупных торговых и речных путей по рекам Десна, Судость, Ипуть, постепенно выросли в значительные торгово-ремесленные центры, т е. стали городами в полном смысле этого слова. Как правило, они являлись также военными, административными, религиозными и духовными центрами определённой территории, подчас довольно значительной.
Отдельные города, располагавшиеся на территории Брянского края, являются «летописными», то есть о них сообщалось в летописях и других письменных источниках. Первый из них Стародуб. О нём в связи с событиями конца 1078-го - начала 1079 года говорит в своём «Поучении» Владимир Мономах. В летописях под 1142 годом: упомянуты Вщиж и Ормина, 1146 годом датированы Дебрянск, Карачев и Севск, 1147 годом - Воробейня, 1155 годом Радогощ (ныне Погар), Синин Мост, Ропеск, 1159 годом Росусь, 1185 годом - Трубецк (но не сам, а его князь), 1194 годом – Рогов. Все они входили в состав Черниговского и Новгород-Северского княжеств.
На севере Брянщины, в Дубровском и Рогнединском районах, находились еще три древнерусских города, входивших в Смоленское княжество. Это Пацинь, впервые упоминаемый в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича, составленной в 1134 году, а также Изяславль и Заруб, о которых сообщается в грамоте «О погородьи и почестьи», относящейся к десятым годам ХIII вв.
Можно предполагать, что наибольшего расцвета из домонгольских городов Брянского края достигли Дебрянск, Трубецк, Стародуб, Вщиж. Они состояли из детинца, окольного города и посада.
Летописный Дебрянск располагался в урочище «Чашин курган», на пересечении важнейших торговых и речных путей того времени. Впоследствии он переместился на более неприступную Покровскую гору.
Древний и Трубчевск находился на Соборной горе. Однако возник он, судя по всему, на 12 км юго-западнее, в районе нынешней деревни Кветунь. Там, на высоте 50 м над уровнем Десны, возвышается крупное, состоящее из двух площадок городище с примыкающим к нему окольным городом и огромным курганным могильником. Здесь в результате многолетних археологических раскопок были обнаружены уникальные материалы, относящиеся к Х - XII вв. Что касается Стародуба, то его древняя планировка практически не сохранилась вследствие позднейших перестроек и перепланировок. Однако из летописных сообщений он предстает крупным и хорошо укрепленным городом, способным выдержать штурм и длительную осаду лучших дружин того времени.
Особо следует остановиться на Вщиже, бывшем одно время столицей удельного княжества. Здесь в 40-е годы ХХ века академиком Б.А. Рыбаковым проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены исключительно ценные артефакты, находящиеся в настоящее время в экспозиции Государственного исторического музея в Москве. Вщиж имел сильные укрепления, позволившие ему в 1160 году выдержать пятинедельную осаду войск восьми князей, в том числе киевского и черниговского. Б.А. Рыбаков высказал предположение, что город был разрушен в начале 1238 года, во время нашествия Батыя.
После татаро-монгольского нашествия наступает период существования Брянского княжества, условно датируемый 1246-1356 гг. Особенно сильным Брянское княжество стало при князе Романе, во второй половине ХIII. Столица княжества располагалась на Покровской горе, самой природой созданной для строительства крепости. Ее крутые почти отвесные склоны достигают высоты 40 м над уровнем десны. Со стороны плато крепость, состоявшая из двух частей: детинца и окольного города - защищалась валами и рвами. Их остатки до сих пор поражают своими размерами.
О других крепостях этого периода известно очень мало. Можно, например, отметить, что в 1288 году князь Роман основал Свенский монастырь. Место это было выбрано не случайно. Монастырь возник под прикрытием крепости, располагавшейся на холме, у основания которого до сих пор бьёт источник. Сейчас на вершине холма находится местное кладбище.
В 1356 - 1500 гг. Брянский край входил в состав Великого княжества Литовского. К этому времени относится Список русских городов дальних и ближних» - ценнейший памятник по исторической географии России, составленный, вероятно, между 1387 и 1392 годами, вскоре после Куликовской битвы. В нем, помимо уже известных нам Брянска, Трубчевска, Стародуба и Карачева, указаны Мглин, Дроков и Попова (сейчас - Красная) Гора. В трёх последних сохранились древние городища (в Красной Горе, однако, оно сильно разрушено при проведении дороги).
Городища «литовского» периода по сравнению с древнерусскими имеют более мощные укрепления. Одно из наиболее известных находится в селе Старопочепье Почепского района. Все они крайне недостаточно изучены в археологическом отношении.
В 1500 - 1618 годах территория современной Брянской области являлась частью централизованного Московского: государства, находясь на его юго-западной границе. Здесь периодически происходи ли войны с Польско-Литовским государством. Кроме того, с юга непрерывно вторгались крымские (а также и ногайские) татары. Поэтому оборонительные сооружения брянских городов и крепостей постоянно усиливались и совершенствовались.
Так в 1535-1536 годах в Почепе и Стародубе одними из самых первых в России были построены крепости нового типа земляные и с бастионами. Они были рассчитаны на противостояние артиллерии, значение которой резко усилилось. Остатки этих бастионов еще и сейчас можно увидеть в Почепе.
После Смутного времени и польско-литовской интервенции большая часть Брянского края вновь оказалась в составе Польско - Литовского государства (Речи Посполитой). В этот период (1618- 1654 гг.) только Брянск Карачев и Севск оставались в пределах России. Естественно, их укрепления значительно усилились. Целый ряд крепостей был построен вдоль русско-польской границы (она проходила между Брянском и Почепом). Но после русско-польской войны 1654 - 1667 гг. Брянщина вновь вошла в состав Российского государства.
В ходе этих войн и в перерывах между ними, а также после их окончания (1667 г.) к брянской крепости пристроили новую. Теперь протяженность ее стен составила около 2 км. Сильные крепости были сооружены в Почепе и Севске. Последний стал центром Севского разряда – военно-административного округа, в который входил и Брянск.
В 1646 году для защиты населения находившейся на левобережье Десны Комарицкой волости от непрекращающихся вторжений крымских (и ногайских) татар было построено три «городка» и восемь «острожков». Многие из них (точнее, их земляные, а не деревянные конструкции) хорошо просматриваются и в наши дни.
На правобережье десны сохранились и некоторые полевые крепости первой половины-середины ХVII века. Самые крупные из них находятся возле д. Пашково Почепского, с. Десятуха Стародубского и с. Арельск Трубчевского районов. Особенно поражает воображение своими размерами и мощью крепость в Арельске. Расположенная на огромном мысе Десны, достигающем высоты 40 м, она с напольной стороны защищена двумя рядами мощных рвов и валов, рассчитанными на противодействие и, в свою очередь, установку артиллерии. Очень серьезные укрепления прослеживаются и с других сторон крепости (кроме отвесного обрыва, обращенного к реке). Здесь могли укрыться целая армия, а также местное население.
Одна из последних крепостей была сооружена на Брянщине во время Северной войны. Это произошло возле Почепа в 1708 году Крепость (известная у местного населения под названием Валы) имеет форму пятиугольника соответственно с пятью бастионами по углам. Протяжённость её валов превышает 1,5 км. Оборонительные сооружения настолько мощные, что даже сейчас, по прошествии более чем 300 лет со времени их возведения, хорошо просматриваются из космоса. Карл ХII со своей армией несколько недель простоял напротив этой крепости, не решился её штурмовать, повернул на юг, на Украину, где и был наголову разбит под Полтавой.
Такова краткая информация о древних и средневековых крепостях Брянского края. При этом следует отметить, что их не 130, как указано в археологической карте Рос сии, а, как минимум, в полтора-два раза больше. Об этом, в частности, свидетельствуют исследования дореволюционных учёных. Многие из городищ, указанных в их работах, не вошли в названную карту.
Кроме того, довольно значительное количество известных нам древних крепостей датированы приблизительно. Возраст некоторых вообще не установлен, особенно это относится к позднесредневековым укреплениям, не имеющим культурного слоя. На подавляющем большинстве городищ не проводилось археологических раскопок.
Между тем разрушается их культурный слой, который не вернуть. Разрушаются и сами городища. Нередко их используют под индивидуальную застройку, песчаные карьеры. Настоящим бедствием стали «черные копатели». Мы сами уничтожаем свою память, причем её наиболее героическую составляющую. А народ без прошлого не имеет будущего.
Поэтому крайне необходимо обеспечить всестороннее изучение древних крепостей Брянского края, популяризацию знаний о них среди населения, особенно молодёжи, и, в первую очередь, их надлежащую охрану.
Александр ТИМКО, краевед.
Специально для Отеля "Десна"
Публиковали позже: Мастер-классы от "Мэри-кей"
Публиковали ранее: Тайны Свенского Монастыря